[The Devil Wears Prada]
Три года назад дебютный роман бывшей секретарши Лорен Вайсбергер «Дьявол носит Prada» стал литературной сенсацией, на шесть месяцев закрепившись в списке бестселлеров по версии The New York Times и распродавшись миллионными тиражами на двадцати семи языках мира. А этим летом его долгожданная экранизация в неравном бою за зрителя победила самого Супермена.
Вряд ли Лорен Вайсбергер предвидела всю ту скандальную шумиху, что окружила ее первую книгу. Скромная выпускница провинциальной школы и университета Корнелла, она устроилась на работу личным помощником главного редактора Vogue Анны Винтур – женщины, важнее которой в мире от кутюр нет никого. Занимающая свой пост уже восемнадцать лет, Винтур не только вернула погрязшему в светской хронике журналу его былой облик, утраченный под руководством прежнего редактора, но и вывела издание в первые ряды, сумев сделать Vogue самым авторитетным вестником моды.
Что из себя представляет работа личного помощника пояснять не нужно. Ежечасное удержание лидерства среди напирающих конкурентов – дело настолько трудозатратное, что секретарь попросту превращается в дополнительную пару рук и ног, способных сделать те мелочи, на которые не хватает времени у самого руководителя. Занятие это хоть и хорошо оплачиваемое, но чрезвычайно хлопотное и предполагающее отсутствие личной жизни при стопроцентной верности боссу – одним словом, подходящее далеко не каждой двадцатилетней девушке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что всего через несколько месяцев адской работы Лорен начала искать отдушину, неожиданно обнаружившуюся в литературной студии.
«Я никогда не планировала писать книгу и вскрывать какую-то правду – вспоминает Вайсбергер. – Я просто обучалась в литературном кружке, где каждые пару недель нам давали задание написать пятнадцать-двадцать страниц текста, который потом критически разбирала вся группа. Большинство сочиняло очень серьезные вещи о тяжелых болезнях, проблемах брака и прочем. Я была самой молодой на курсе и не имела подобного жизненного опыта, поэтому писала о том, что актуально для меня – о своей работе. Люди реагировали на мои тексты очень положительно. Скорее всего из-за того, что они сильно отличались от того, что делали остальные. И когда у меня накопилось около семидесяти страниц, преподаватель посоветовал, чтобы я стала показывала их окружающим. Так и родился роман – я просто поймала удачу за хвост».
Поняв, что открывшееся призвание нравится ей куда больше будней на побегушках, Лорен оставила Vogue, перейдя в Departures – журнал о дорогих путешествиях и роскошном образе жизни, издаваемый American Express для держателей их платиновых карт. Именно там, вдали от суеты высокой моды, она дописала книгу и продолжала работать, когда роман попал на прилавки. Вокруг «Prada» разразилась настоящая буря.
Главная героиня книги, Андреа Сакс – юная выпускница университета, мечтающая публиковаться в серьезном литературном журнале. Но попасть в его команду человеку с улицы не так-то просто, поэтому она соглашается на предложение поработать личным секретарем Миранды Пристли – самой могущественной женщины в мире моды, главного редактора журнала «Подиум». Но вскоре Андреа понимает, что никакие бесплатные дизайнерские наряды не стоят того, чтобы сломя голову исполнять любые прихоти требовательной Миранды в любое время дня и ночи.
Литературные агенты, которым Вайсбергер посылала рукопись в надежде на публикацию, быстро усмотрели несложные параллели между перипетиями романа и реальными событиями: обе – и Лорен, и Андреа сразу после учебы устроились на работу во влиятельные журналы мод. И экс-босс Вайсбергер Анна Винтур, и книжная Миранда Пристли занимают главнейшие позиции в модном бизнесе. И даже половина характеристик Миранды полностью совпадает с биографией Винтур – хоть Лорен и клялась, что ее Дьявол является собирательно-утрированным образом. И это не говоря уже о том, что выдуманное здание Элиас Кларк полностью списано с издательства Conde Nast Publications, выпускающего Vogue, с точным описанием служебного кафетерия.
Между Мирандой Пристли и Анной Винтур есть ряд совпадений: обе покровительствуют Музею искусств Метрополитен, обе не запоминают имена работающих на них людей, обе – никогда не ходившие в школу уроженки Лондона и обе имеют двоих детей от первого брака. Наконец, каждая из них обладает причудой, связанной с аксессуарами: у Миранды это бесконечные белые шарфы, у Винтур – солнечные очки, без которых она не появляется на публике.
Слухи о потенциальном бестселлере мгновенно распространились по издательствам: некоторые источники утверждали, что Doubleday пришлось заплатить за рукопись порядка $200 тыс. – огромные деньги за дебютный роман автора, не имеющего литературного образования. Ажиотаж поддержал Голливуд: Fox2000 приобрели опцион на книгу, одним из условий которого была выплата семизначной суммы, если фильм будет сделан. Выпуск «Prada» был назначен на апрель 2003 года, к этому же сроку нанятому студией драматургу Питеру Хеджесу («Мой мальчик») вменялось представить на суд продюсеров первую версию сценария – не имея уверенности в том, что роман будет пользоваться успехом за пределами Манхэттена, Fox решили не приурочивать премьеру к выходу книги, а посмотреть на ее общественный резонанс.
Как оказалось, осторожность была излишней: роман мгновенно стал бестселлером, расходясь с книжных прилавков, как горячие пирожки …к вящему неудовольствию Анны Винтур. Имея обширные связи, она постаралась обеспечить книге негативную прессу, чем еще сильнее разожгла огонь скандального интереса. Ставленники Винтур громили роман со всем возможным словесным изяществом, ни одно из изданий Conde Nast Publications (а помимо Vogue это еще двадцать один журнал, включая GQ, Glamour, Vanity Fair и The New Yorker) вообще не упомянуло книгу на своих страницах, но популярность романа Вайсбергер только набирала обороты. Дошло до того, что новые книги рекламировались аналогиями с «Prada»: роман об изнанке шоу-бизнеса «Bling», написанный автором музыкальных журналов Us и InStyle, позиционировался как «Дьявол носит Phat Farm», а книга бывшей служащей главного администратора Gap, называвшаяся «Жарменто», подавалась читателям как «Дьявол носит Gap».
На торгах, состоявшихся всего пять месяцев спустя после выхода «Prada», права на публикацию второго романа Лорен Вайсбергер были проданы за $1 млн.
После такого ошеломительного успеха все сомнения в необходимости появления экранизации отпали сами собой. Студия решила выпустить картину под Рождество 2005 года, для чего сценарий Хеджеса был отдан на срочную доработку Элин Брош МакКенна («Танго вторем»), а для режиссуры был приглашен один из постановщиков телесериала «Секс в большом городе» Дэвид Франкель. Главные роли распределились между Мерил Стрип и Энн Хэттауэй.
«Когда я впервые встретилась с Мерил, – вспоминает Хэттауэй, – я нервничала как идиотка и скорее походила на неуверенного в себе подростка, чем на актрису. К счастью, я догадалась прихватить с собой бутылочку вина, которую и вручила Мерил со словами «Кажется, мне это не помешает». Мерил улыбнулась, сказала, что у нас все отлично получится и мы подружислись».
Собственно, Стрип и была основной движущей силой проекта, вокруг которой вертелся мир экранизации. Разрабатывая эскизы декораций, художник Джефф Гончор постоянно консультировался с Мерил относительно цветовых гамм, максимально соответствующих ее героине, и вместе с ней выбирал фотографии и картины, которым предстояло висеть в офисе «Подиума». Неважно, насколько хороши или плохи они были – главное, что бы все предметы кричали о своей дороговизне, подчеркивая стремление Миранды Пристли к совершенству во всем.
Для каждой офисной декорации создавалась ее уменьшенная модель, которая сначала тестировалась миниатюрной камерой, затем ее убранство согласовывалось со Стрип и только после этого декорации возводились в натуральную величину. Полный цикл, начинавшийся с тщательно изучения реальных офисов и дизайн-проектов в архитектурных журналах, занимал порядка трех месяцев, но результат оправдывал усилия.
«Люди обожают моду – говорит Мерил Стрип. – Снимки с парижских показов моментально оказываются в Интернете, а в каждом баре транслируется Fashion TV. Поэтому нам показалось интересным дать зрителю возможность заглянуть за кулисы этого бизнеса и посмотреть, где кончается веселье и начинается тяжелая работа».
Разумеется, главным элементом фильма о моде были наряды – костюмам предстояло не только казаться стильными, но и быть подлинными линиями известных брэндов. Чтобы не волноваться за такой важный аспект картины, Дэвид Франкель пригласил на проект известного дизайнера Патрисию Филд, удостоенную премии «Эмми» за «Секс в большом городе». Патрисии предстояло разработать имидж Миранды, детально продумать превращение Андреа из простушки в модницу и одеть прочих работников «Подиума».
Ответственнее всего была работа над обликом Миранды, которой предстояло сочетать в себе строгость, элегантность и эксклюзивность – никто не должен выглядеть так же эффектно, как она. Мерил Стрип приняла в поисках самое активное участие, а на финальном этапе к работе подключился Валентино, создавший для нее роскошное вечернее платье. Ходили слухи, что Анна Винтур лично предупредила именитых дизайнеров не принимать участие в работе над картиной под угрозой полного игнорирования их коллекций во всех ведущих изданиях о моде – Валентино оказался единственным смельчаком. Он же появился и в небольшой роли-камео, хотя первоначально планировалось снять целую сцену на парижском показе с присутствием в кадре десятка модельеров.
Съемки картины проходили в Нью-Йорке, где родился, вырос и работал над «Сексом» Дэвид Франкель. «Мы никогда и не думали переносить действие в другой город, – комментирует продюсер Джо Каракьолло. – Нью-Йорк так плотно вплетен в ткань повествования, что фактически стал ее полноценным персонажем». Подвергшись небольшой цифровой корректировке, центр Рокфеллера превратился в вымышленное здание Элиас Кларк, а в отеле St. Regis снималась вечеринка и парижские сцены. Персонал гостиницы освободил для кинематографистов целый этаж, так что постояльцы и не подозревали, что рядом с ними снимается кино.
Премьера фильма, назначенная на уик-энд Дня Независимости, прошла с успехом, сопоставимым триумфу романа. Благодаря умелому контр-программированию, картина всего за пять дней собрала сумму, превышающую собственный бюджет: пока мужчины вспоминали детство на «Возвращении Супермена», их спутницы наслаждались экранизацией любимой книги. В результате грузный супергерой еле-еле вернул свои колоссальные вложения, а «Prada» в одном только американском прокате собрала больше $100 млн.
Не стоит сомневаться в том, что в скором времени будет экранизирован и «У каждого своя цена» – второй роман Лорен Вайсбергер. Все предпосылки к тому на лицо: во-первых, сюжетно он является практически полной копией «Prada», во-вторых почти так же популярен, а в-третьих конкуренты уже объявили о разработке похожих проектов. Браться Вайнштейн адаптируют упоминавшуюся книгу «Bling», а Дэвид Франкель работает над экранизацией романа журналистки Эллисон Пирсон «I Don't Know How She Does It». Грядет волна женских комедий. Готовьтесь.
Первый публичный показ фильма состоялся 31 мая в Нью-Йорке. После сеанса был устроен аукцион, все доходы от которого в размере $150 тыс. устроители перечислили в фонд больных раком груди. В $18 тыс. неизвестному счастливчику обошлось чаепитие с Мерил Стрип, $20 тыс. родители-толстосумы заплатили за то, чтобы Энн Хэттауэй присмотрели в течение вечера за их детьми, и за $17 тыс. кто-то получил право на пару со Стэнли Туччи совершить покупки в бутиках отеля St. Regis и пропустить с ним по маленькой.
автор Денис Данилов | 06.10.2006
источник: Настоящее кино